1941 — 1991 — 2021

22.06.2021

22 июня — день памяти и скорби.
80 лет назад началась самая страшная война, унёсшая миллионы жизней. Наши партнёры из Германии обеспокоены тем, что событиям 80-летней давности уделяют все меньше внимания на западе, забывают и об акции применения и покаяния, которую немецкая церковь провела в Пскове 30 лет назад (тогда к 50-летию со дня вторжения немецко-фашистских войск в Советский Союз). В рамках той акции, как воплощение идеи применения, возникло намерение создать школу для детей, которые более чем кто-либо нуждались в помощи и считались «необучаемыми», а через 2 года, в 1993, был открыт Центр лечебной педагогики.

В канун этих двух дат (80 и 30 лет) наши немецкие партнёры выпустили специальный номер регулярно издаваемого ими бюллетеня и записали видеоролик, с которыми мы хотим вас познакомить.

 

Краткий перевод на русский — ниже.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

1941 – 1991 – 2021

Дорогие друзья «Инициативы Псков», глубокоуважаемые дамы и господа!

1941 – 1991 – 2021

Эти три даты описывают, по сути, историю и задачи нашей Инициативы.
22 июня 1941 года немецкий вермахт напал на Советский Союз. В Советском Союзе жертвой этой уничтожительной войны пали более 24 миллионов. Спустя 50 лет, в 1991 году, рейнские христиане отправляются в Псков, чтобы предпринять шаги по примирению. Так началось уже 30 лет продолжающееся доверительное партнёрство, и мы с благодарностью оглядываемся на эти годы.

В настоящее время в Германии память о вине немцев и о Второй мировой войне угасает, в России же память о жертвах Великой Отечественной войны жива как никогда. Возможно, различие в «повествовании» является причиной всё осложняющихся отношений между нашими странами. Вполне достаточная причина, чтобы постоянно напоминать нам о задачах примирения.

Шаги на пути к примирению

Летом 1991 года, 30 лет назад, происходит нечто важное, оказывающее воздействие по сей день: Евангелическая Рейнская церковь начинает работу по примирению с городом Псковом, расположенным на северо-западе Российской Федерации, 300 км южнее Санкт- Петербурга и совсем близко к границе с Эстонией, начинает с особенной поездки.

Но каким образом может произойти примирение со страной, которая ужасным образом пострадала от немцев во Второй мировой войне? Каким образом происходит примирение на практике?

Евангелическая церковь Рейнланда выбирает путь к примирению через встречи.

Дитер Бах, занимавший пост директора Евангелической академии Рейнской церкви города Мюльхайм-на-Руре, рассказывает о своей первой встрече с Иваном Калининым, тогда заместителем главы города Пскова. Уже были установлены партнёрские отношения между ганзейскими городами Псковом и Нойссом. Бах встретился с Калининым в Нойссе. Когда немец сообщил о намерениях, то получил ясный ответ со стороны Калинина, что в СССР церковь и государство чётко отделены друг от друга, а потому он не уполномочен принимать такие решения. Но Бах не отступал и рассказывал про идею: «инициаторы в Германии имеют в виду не только контакты между церквями, мы хотим встретиться в городе с людьми, молодёжью, женщинами и мужчинами из разных слоев и профессий. Мы хотим вновь обратиться к ним с просьбой о прощении за то, что причинили им немцы. Пожалуйста, дайте нам шанс». Хотя Калинин в разговоре был скептичен, но в конце всё-таки последовало предложение: «Приезжайте к нам в Псков!».

Через Калинина Бах установил контакт с Русской православной церковью во Пскове, с митрополитом Владимиром. Он тоже поначалу скептически отнесся к приезду немцев. Он был против выбранной даты приезда: немцы планируют приехать 22 июня 1991 года, ровно спустя 50 лет, в день, когда немцы напали на Советский Союз. «Вы вновь вскроете старые раны», – предупреждал Митрополит. «Приезжайте месяцем позже, в июле, в день, когда Псков в 1944 был освобождён от немецких захватчиков». Но Дитер Бах упрям: «Но именно в день ваших страданий мы хотим быть вместе с вами и просить о прощении за то, что мы сделали». Митрополит Владимир соглашается: «Ну, приезжайте. Посмотрим, что получится». В конце недели визита митрополит скажет: «Хорошо, что вы приехали».

Первый приезд и встреча в июне 1991 года

Этот город, который пережил столько страданий и горя от немцев в период Великой отечественной войны, был целью рейнских группы, участники которой отправились в дорогу в середине июня 1991 года, спустя 50 лет с момента нападения Германии на Советский Союз. Одним из участников этой поездки примирения был Клаус Эберль, которому сейчас 65 лет, а тогда он – пастор Евангелической церковной общины города Вассенберг и синодальный асессор церковного округа Юлих. Руководил группой рейнских христиан презес Петер Байер. Уже во время этой поездки Клаус Эберль решил: примирение – в конкретном деле! Он вспоминает: «…мы задавали себе вопрос: «Как будут реагировать принимающие нас русские? а примирение? каким образом это делают?».

То, что гости из Рейнланда будут проживать не в отеле, а в семьях, создавало некоторые языковые трудности, но в то же время было преимуществом: таким образом глубже открывался взгляд на жизнь русских людей и на русскую действительность.

Псков: cовместные шаги в будущее

Дни, что проводит рейнская делегация в Пскове и его окрестностях в середине июня 1991 года, наполнены богослужениями, молитвами, беседами, приёмами и особенными минутами памяти на могилах гражданских и военных жертв. Клаус Эберль говорит, что участники Рейнской делегации приходят к осознанию: «Любовь распятого Христа должна иметь продолжение, конкретное продолжение!»

Петер Байер показывает себя как «пророк сильного слова» (Дитер Бах) на всех официальных мероприятиях памяти павших в Великой Отечественной войне. 22 июня он вспоминает о 200 000 русских военнопленных, погибших в лагерях только в Пскове и его окрестностях. О деревне Красуха, уничтоженной немцами в отместку за офицера вермахта, где погибли все 218 жителей, от младенца до старика, и которую немцы сравняли с землей.

У могил жертв Второй мировой войны – а таких в Пскове и окрестностях много – презес Байер произносит сильную проповедь, ссылаясь на «Фугу смерти» Пауля Целанса: «Смерть – это мастер из Германии». Эти страшные слова будут долго помниться. Если мы спасаемся в вере в распятого Христа и отдаём себя в его руки, то тогда не смерть должна определять будущее, а любовь распятого Христа.

Примирение между народами возможно только тогда, когда помирятся люди. Для этого они должны узнать друг друга. Для этого они должны встретиться. Мы здесь с вами, бок о бок, без высоких слов и жестов чтим память убитых и все потери, которые понёс этот город. 50 лет – это короткое время, и ничто не забыто. Мы будем слушать и молчать. У нас на родине мы не отступим, будем напоминать молодым и остерегать их. Мы приветствуем вас в этот день уважения и траура. Да благословит Господь этот город и Святую Русь».

Немцы и русские стали друзьями не сразу. Но, как это сформулировал Иван Калинин, они смогли понять, что «ненависть прошла, что мы можем вместе делать шаги в будущее». Ответ Дитера Баха указывает на путь в будущее: «Примирение – это процесс. Его надо прожить».

Как можно помочь людям с нарушениями?

Клаус Эберль во время этой поездки в Псков жил в семье священника Павла Адельгейма. («Павел Адельгейм был человек и христианин, бесстрашный и правдолюбивый», – так напишет позже Клаус Эберль в письме памяти Павла Адельгейма).
Дом Адельгейма был местом встреч интеллигенции и мыслящего духовенства в период перехода от Советского Союза к Российской Федерации. В семье Адельгейма была дочь, имеющая нарушения в развитии. В доме священника Адельгейма регулярно встречались родители, имеющие детей с инвалидностью. Родители требовали, хотя их требования пока не были услышаны, предоставить поддержку в развитии их детям. Отправки в так называемый «интернат» вдали от цивилизации они ни в коем случае не хотели. Там дети с инвалидностью вели вегетативный образ жизни, как и взрослые. Это бесчеловечное отношение к людям с инвалидностью было связано и с тем, что в России было распространено мнение, что эти люди ни к чему не пригодны.

Ещё в эти дни в Пскове, рассказывает Эберль, в беседах с псковскими родителями детей-инвалидов возникает идея о том, чтобы дети с тяжёлыми физическими и умственными нарушениями в Пскове имели возможность получить профессиональное сопровождение и поддержку развития. Это была идея, о которой в длинные белые ночи в Пскове ещё только мечталось, но совсем отсутствовало представление, как её можно претворить в жизнь. Таких школ тогда в России не было, «школ для детей, которые считались необучаемыми и были исключены из системы образования».

То, что рождалось в тех разговорах, было революционным. Как возможно реализовать идею «создать специальную развивающую школу в Пскове»? Как и ожидалось, вначале она натолкнулась на скептически настроенные власти. «Мы такого ещё не делали», – такое отношение известно и в России. «Но упорство и настойчивость, в конце концов, пробивают путь», – говорит Клаус Эберль. У него перед глазами пример соседей Евангелической церковной общины Вассенберг: там в Хайнсберге-Обербрухе есть школа «Рурталь», концепция которой – поддержка развития детей с умственными и множественными нарушениями – как раз отвечает намеченному плану. Это удача, что идея Клаус Эберля, родившаяся в Пскове, была встречена с открытым сердцем в школе «Рурталь».

Школа будет экспертом-партнёром проекта. Директор школы Бернд Шлебергер (сегодня член правления «Инициативы Псков») уже во второй поездке немцев в Псков принимал в ней участие и советом, и делом, поддерживал псковских родителей, обеспечивая реализацию передачи ноу-хау.

То, что должно было быть создано в Пскове, было абсолютно новым делом. «Импровизация – пишет Клаус Эберль – на этом этапе была написана крупными буквами. Прежде чем был получен участок, а о начале строительства ещё даже не разговаривали, были приняты на работу первые сотрудники. К их числу относится Светлана Андреева, многолетний заместитель директора ЦЛП и Андрей Царёв, директор ЦЛП. Оба в марте 2021 года получили «Крест на ленте» – награду за заслуги в деле по установлению взаимопонимания между народами Германии и России и по примирению от федерального президента Франка Вальтера Штайнмайера.

Идея принимает формы

Вскоре размышления начинают принимать конкретные формы, потому что Псков, Вассенберг и Обербрух соединяет одна идея, ожидающая воплощения. На всех уровнях – концепции, персонала и строительства – идёт жаркая работа. Подходящий участок земли найден, из Югославии привезён готовый модуль здания, так как в России нет строительных материалов. Земля Северный-Рейн Вестфалия поддерживает строительство почти 600 000 немецких марок. Но для открытия Центра лечебной педагогики в сентябре 1993 для его финансирования необходимо собирать ещё пожертвования. Но и эта преграда взята.

Эберль рассказывает дальше: «В это же время школа «Рурталь» обучает учителей, повышает их квалификацию. В таких проектах все взаимосвязано. И все должны, прежде всего, усвоить одну вещь: партнёрство требует уважения и общения на равных. А помощь людям с ограниченными возможностями оказывается с позиции христианского взгляда на человечество, не покровительственно, не «сверху вниз», это не улица с односторонним движением. Необходимо внимательное отношение и признание ценности человека. Это процесс, в котором изменяются все его участники. Трудный урок, особенно для жителей страны, в которой инвалиды практически не появляются в повседневной жизни. Или в лучшем случае вызывают жалость».

Светлана Андреева говорит по этому поводу: «Нашей задачей является помощь людям, которым нужна наша помощь. Но это помогает и нам самим глубже понять себя. Между людьми, теми, кто помощь оказывают, и теми, кто её получают, возникает тонкая связь, которая основывается на уважении».

В работе ЦЛП в повседневном общении друг с другом проявляется это взаимное уважение. Воплощенная идея распространяется через границы России и Германии как выдающийся пример профессионализма, партнёрства, полного доверия, а также удавшейся работы по примирению. И псковский ЦЛП стал пунктом притяжения для многих посетителей из России и соседнего Евросоюза.
Но очень скоро возникают вопросы: «Что будет с нашими детьми, когда они должны будут уйти из ЦЛП по возрастным причинам? Какие есть возможности для них дальше? Какая есть квалифицированная медицинская помощь в раннем возрасте?

«Центр лечебной педагогики растёт стремительно», – рассказывает Клаус Эберль. «Нельзя было останавливаться только на школе. Необходимо было продолжение, как для совсем маленьких, так и для старших. Итак, сначала создаётся отделение ранней помощи с консультациями для родителей и занятиями междисциплинарной команды с детьми с ограниченными возможностями, затем – детские сады. Наконец, в городе создаются сообщества для сопровождаемого проживания взрослых с ограниченными возможностями».

Но при этом не сделано ничего для того, чтобы была «перспектива для выпускников школы». Необходимо воспрепятствовать тому, чтобы после посещения ЦЛП они пропадали в «никуда». Начинаются раздумья относительно мастерских для инвалидов, каковые есть в Германии.

Дитер Бах, тогда управляющий делами «Инициативы Псков», Ханс Паскерт, эксперт по мастерским, Раймар Кирхофф, архитектор, и Вернер Петер Шмитц как щедрый спонсор, реализуют этот проект, не имеющий примеров в России.

Основание «Инициативы Псков» и мастерских

Год основания мастерских – 1999. В это же время создается «Инициатива Псков в Евангелической церкви Рейнланда» как организация, объединяющая различные проекты церковных общин и церковных округов Рейнланда. После первой поездки в Псков в рейнской церкви возникли многочисленные группы друзей Пскова. В церковном округе Леннеп, в Вуппертале, в Кобленце (и это только несколько примеров) члены церковных общин активно работали по различным социальным аспектам в русском городе. Образовалось более 40 самостоятельных инициатив. Поддержку в создании получил Детский дом, был построен Центр ранней помощи, Отделение для детей, оставшихся без попечения родителей, созданы хоспис и суповые кухни. «Инициатива Псков» объединила под своей «крышей» все эти отдельные инициативы. В начале партнёром по договорам был город Псков, потом эту позицию в стабильных договорных отношения заняла Псковская область.

Руководство «Инициативой» осуществляет правление, в настоящее время в него входят: Клаус Эберль, Рольф Гилльманн, Хелена Михель, Бернд Шлебергер и Марта Фаренкамп, в качестве постоянно приглашенных гостей – Курт А. Хольц и Ханс Вилли Пасторс. Каким небольшим был начальный проект в середине девяностых и насколько выросли и Центр лечебной педагогики, и мастерские, и всё, что к ним относится, ясно показывает Клаус Эберль: «Центр лечебной педагогики в 1993 году начинает работу, имея только семь педагогов, одну медицинскую сестру, одного специалиста по лечебной физкультуре и 42 учащихся. Спустя четверть века при помощи руководства Псковской области 230 его сотрудников работают на 5 площадках, и поддержка в развитии и сопровождение предоставляется почти 700 детям дошкольного и школьного возраста».

Развивается не только ЦЛП, но мастерские. В четыре строительных этапа возник комплекс мастерских для взрослых инвалидов: начиная с отделения по сопровождению и уходу и до производства. Мастерские с их отделениями по дерево- и металлообработке, швейному делу, прачечная и отделение растениеводства – это проект-маяк с их самым известным продуктом – «Псковским ангелом». Спрос в Германии и в России на это изделие из дерева, представляющего ангела-инвалида, велик, и не только из-за службы в Кёльнском соборе в память 150 жертв катастрофы рейса Germanwings в марте 2015 года. «Псковский ангел» нашёл путь даже на космическую станцию. Превращение проекта церковной общины Вассенберг по примирению с участием заинтересованных родителей в обширную систему квалифицированной поддержки развития и сопровождения людей с нарушениями просто захватывает дух.

 

«Недаром, когда мы смотрим на то, что было достигнуто в Пскове с 1991 года, мы говорим о «псковском чуде», – не без гордости замечает Эберль. И действительно, сегодня в Пскове и вокруг него благодаря ЦЛП и мастерским существует обширная система помощи и поддержки людей с множественными нарушениями развития. В мастерских под руководством Вячеслава Сукманова в настоящее время работают 50 сотрудников-мастеров и специалистов по сопровождению и 150 сотрудников с нарушениями, они создали себе своим трудом имя как в стране, так и за её пределами. При этом речь идёт не о том, чтобы заработать (много) денег с помощью качественно созданных продуктов, а о том, чтобы повысить самооценку учащихся в ЦЛП и работающих в мастерских людей с ограниченными возможностями и без них. Инклюзия поселилась в Пскове.

В начале 2021 года Псковские мастерские как модель хоть и не нашли пока себе подражателя, но приобрели «собственную дочку»: отделение в Великих Луках, в городе, расположенном на юге Псковской области, недалеко от границы с Белоруссией. Это небольшое тренировочное отделение для людей с нарушениями. Руководство этого дочернего проекта осуществляется из Пскова, где все сотрудники прошли основательное специальное обучение, прежде чем приступить к работе.

Серьёзно изменилась и роль ЦЛП в Пскове и в Российской Федерации, как поясняет его директор Андрей Царёв: «Центр лечебной педагогики – это образцовое учреждение по работе с людьми, имеющими умственные и множественные нарушения в развитии. Со временем он стал федеральным ресурсным центром по созданию системы данной работы. Это означает, что Министерство образования поддерживает работу наших специалистов, для того чтобы педагоги из других регионов могли приезжать к нам для повышения своей квалификации и для стажировок. Мы готовим этих специалистов, чтобы они могли работать с людьми с нарушениями в других регионах России». Царёв – отец ребёнка- инвалида, принимавший участие ещё во встречах с родителями в доме Павла Адельгейма в 1991 году, стал за это время одним из признанных в России экспертов по работе с детьми и подростками, имеющими нарушения». Псковская модель даёт круги. Город Псков и Псковская область горды тем, что здесь создано. Не без причины Псков считают «самым социальным городом России».

Из врагов в прошлом становимся друзьями и партнёрами

Доверие между русскими и немцами сложилось и выросло в совместной работе в Пскове. В настоящее время, когда осложнились русско-немецкие отношения на политическом уровне, ещё важнее, чтобы функционировали и проявляли себя как важные мосты между народами общественные контакты граждан. Такие партнёрские отношения между немцами и русскими, выросшие в совместной работе ради общей цели, необходимо продолжать и дальше. Тридцать лет назад, в 1991 году, христиане из Рейнланда захотели найти путь к примирению для того, чтобы, как сказал тогдашний презес Петер Байер: «не смерть определяла будущее этого мира, а любовь распятого Христа». Клаус Эберль подводит итог своим тогдашним впечатлениям: «Никто и не предполагал, что из этого получится новая перспектива для людей с нарушениями. В работе ради этой цели прошлые враги стали партнёрами, а многие – и друзьями».

Перед глазами Клауса Эберля до сих пор возникает картина церковной службы в храме Вассенберга, когда псковичи приехали в первый раз с ответным визитом в церковные общины Рейнланда. «Экуменическое богослужение, на которое собралось 500 человек, подходило к концу, когда вдруг один из пожилых прихожан встал, подошёл к алтарю и взял микрофон. Из кармана он вынул пожелтевшую фотографию, на которой он был снят солдатом Второй мировой войны в Пскове. Со слезами он пояснил, уже многие годы он ждал такую возможность, чтобы попросить прощение за причинённое зло … В большой церкви всё замерло. Тишину нарушил Павел Адельгейм (он в августе 2013 года стал жертвой убийства), дав прежнему солдату вермахта благословение. Примирение стало действительностью», — говорит Эберль.

Курт А. ХОЛЬЦ

Автор благодарит председателя «Инициативы Псков», старшего церковного советника Клауса Эберля за ценные указания и предоставленные материалы.

Перевод А. Пыжова