В Общественной палате обсудили вопросы образования детей и взрослых с тяжёлыми множественными нарушениями (ТМНР)

07.02.2022

3 февраля в Общественной палате РФ прошёл круглый стол, посвящённый обсуждению проблем, которые препятствуют получению доступного качественного образования детьми и взрослыми с интеллектуальными нарушениями. Организаторы круглого стола: РБОО «Центр лечебной педагогики», Альянс «Ценность каждого» и МОО «Равные возможности». В мероприятии приняли участие более 1500 человек (очно и в дистанционном формате), среди которых специалисты НКО и образовательных организаций, представители органов власти и профильных министерств, а также родители детей с тяжёлыми множественными нарушениями (ТМНР).

Участники круглого стола затронули проблемы недостатка ранней помощи детям с ТМНР в условиях образовательных организаций, отсутствия преемственности дошкольного и школьного образования, недостатка кадровых, материально-технических, финансовых и организационных условий образования детей с нарушениями развития. Также эксперты и родители выявили опасную тенденцию участившихся переводов детей с нарушениями развития на домашнее обучение и семейное образование.

Выступая с приветственной речью, председатель комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая отметила важную роль НКО в повышении эффективности образования детей с ТМНР.

Директор псковского Центра лечебной педагогики и член Общественной палаты РФ Андрей Царёв подчеркнул необходимость смещения акцента в образовании с ориентира на цели для всех детей, установленные школьной программой, на индивидуальные возможности и особые образовательные потребности конкретного ребёнка. Отметил недостаточность взаимодействия и партнёрства между семьями и образовательными организациями. «Нужно вводить единые требования к структуре, порядку разработки и реализации специальной индивидуальной программа развития (СИПР) и обязательно согласовывалась её содержание с родителями или законными представителями ребёнка. Также, по возможности, следует отходить от надомного образования для детей с ТМНР, потому что без обучения в школе не будет социализации».

По мнению Лидии Мониава, учредителя детского хосписа «Дом с маяком», любой ребёнок с нарушениями развития должен и может посещать общеобразовательную школу, и многое зависит о желания и возможности семьи. Она озвучила результаты опроса двухгодичной давности среди семей хосписа на тему обучения. «Из пациентов хосписа школу посещают всего 10 % детей, ещё 30 % числятся в школе, но учатся на дому, а 60 % паллиативных детей школьного возраста в Москве и МО вообще не зачислены в школу. Особенно удручающая ситуация среди детей, живущих в интернатах. Там все дети зачислены в школу, но фактически образования не получают».

Председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова обратила внимание на важность альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). «Понятие альтернативной дополнительной коммуникации необходимо включить в законопроект о реабилитации и абилитации. Должны быть приняты единые стандарты: дополнительная коммуникация и альтернативная коммуникация (жестовая, предметная, картинная, тотальная и др.). Также нужно начать готовить переводчиков в сфере АДК, чтобы люди с интеллектуальными нарушениями могли нормально общаться».

Елена Багарадникова, мама ребёнка с РАС и исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт», отметила, что создание специальных условий и реализация адаптирующих программ для детей с ТМНР в большинстве регионов финансируется недостаточно. Она предложила сделать систему подушевого финансирования более прозрачной и разработать чётко определённую методику расчёта коэффициента по подушевому финансированию образования детей с инвалидностью.

Опыт дошкольного образования детей с ТМНР представили Вечканова Ирина, заместитель заведующего, Юрченко Татьяна, заведующий ГБДОУ детским садом №83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, который получил признание на Всероссийском конкурсе «Лучший инклюзивный детский сад» 2021 г. При существующем многообразии вариативных форм в дошкольном образовании спикеры отметили отсутствие нормативной базы и методических рекомендаций по дошкольному образованию детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР, включая организацию сетевого взаимодействия учителей-дефектологов разных специализаций (олигофренопедагога, тифло- и сурдопедагога), находящихся в разных учреждениях и разных районах города, разных муниципалитетах, в разных городах и регионах. Для обеспечения преемственности в реализации дошкольного и школьного образования детей с ТМНР необходимо ввести в дошкольном образовании СИПР. Особого внимания требует решение проблемы дошкольного образования детей, нуждающихся в длительном лечении на дому или в медицинских организациях – больницах, детских хосписах (отсутствие педагогов, воспитателей в штате, спецусловий для реализации программ, порядка финансирования межведомственного взаимодействия в регионах).

Татьяна Соловьёва, директор института коррекционной педагогики РАО, обозначила важность преемственности между дошкольным и школьным обучением детей с ТМНР. Она представила конструктор СИПР для дошкольника с ТМНР. Татьяна Соловьёва поддержала инициативу участников круглого стола в создании рабочей группы при министерстве просвещения РФ для подготовки плана реализации предложений Общественной палаты РФ по вопросам образования детей с ТМНР.

 

«Дети должны социализироваться со своими сверстниками». Ольга Афанасьева, директор ГБОУ Школы № 2070 г. Москвы, представила положительный опыт школьного инклюзивного образования, включения детей с ТМНР в образовательную среду. С целью реализации права детей с интеллектуальными нарушениями на образование в школе организовано тьюторское сопровождение, штат тьюторов составляет 60 человек. Командная работа специалистов, педагогов и родителей позволяет создавать условия для социальной и образовательной инклюзии обучающихся с ТМНР.

О роли регионального ресурсного центра (РРЦ) в развитии системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития рассказала Елена Семёнова, руководитель РРЦ по Свердловской области. Она подчеркнула важность обучения специалистов региона организации образования детей с ТМНР по специальным индивидуальным программам развития. Региональный центр создан в системе образования (на базе Екатеринбургской школы № 3 для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), является методической площадкой, оказывающей ресурсную поддержку педагогам, родителям и обучающимся с ТМНР.

Елена Инденбаум, заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Иркутского государственного университета, рассказала об опыте подготовки студентов в рамках специализации для работы с детьми, имеющими ТМНР, подчеркнув важность развития данного направления в вузе. Такая подготовка обязательно должна включать достаточное количество часов практики и обучение будущих педагогов конкретным технологиям работы с детьми с ТМНР. В связи с этим целесообразно обеспечивать подготовку студентов по программам специалитета.

По мнению уполномоченной по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой, в условиях растущего числа детей с инвалидностью необходимо утвердить концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. «Это позволит организовать непрерывное и системное сопровождение детей с нарушениями, их максимальное развитие и интеграцию в общество. Главное, чтобы документ включал в себя финансовое обеспечение и был принят на федеральном уровне». Омбудсмен предложила также разработать единый стандарт для инклюзивной образовательной организации.

По итогам круглого стола был подготовлен проект резолюции с предложениями Министерству просвещения РФ, Министерству науки и высшего образования РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, ОИВ субъектов РФ по решению проблем и повышению качества образования и социальной инклюзии обучающихся с ТМНР.

____________________________

Контактная информация спикеров:

Центр лечебной педагогики «Особое детство» (Москва)
ccp.org.ru

МОО «Равные возможности»
tsam@yandex.ru

Региональный ресурсный центр (РРЦ) по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, ТМНР на территории Свердловской области (Екатеринбург)
rrc-tmnr-Ek3@yandex.ru сайт: ekb3.uralschool.ru
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2070 им. Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна»
2070@edu.mos.ru

ГБДОУ детский сад № 83 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
info.doufr083@obr.gov.spb.ru

ds83fr.spb.ru

Иркутский государственный университет, педагогический институт, кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития
kpodil@ya.ru

Институт коррекционной педагогики РАО
Тел. 8-800-4442232 (консультирование родителей)